20 лет назад, как раз в октябре, украинский вид единоборства, боевой гопак, получил статус национального вида спорта. Несмотря на то, что первая “Школа боевого гопака” была основана 1987 году, обойти стороной такую дату мы не могли.
И, так, боевой гопак - это украинский вид боевого искусства, который популярен не только на территории нашей страны, но и за ее пределами. Постигать и совершенствовать навыки исконно украинского боевого искусства было бы невозможно, если бы не колоссальный труд Владимира Пилата.
Дух предков
В начале 80-х годов Пилат занимался исследованием популярных танцев казачества - гопака и метелицы, и обнаружил, что элементы, используемые в качестве танцевальных па, уж очень похожи на боевые. Миру известны виды боевых искусств, за основу которых взят танец, ознакомится с некоторыми восточными единоборствами можно в статье “Восточные боевые искусства: в чем разница?”.
Безусловно, возрождение искусства казацкого боя велось не только на основе гопака, но и используя сохранившиеся данные о приемах самозащиты селян Галичины. Как известно, территория Галичины, за свою историю входила в состав многих государств и переход от одного к другому сопровождался боевыми действиями. Чтобы захватчики не оставляли поселения “у разбитого корыта” селян с детства обучали самообороне и искусству боя.
Чтобы молодые воины освоили боевую науку, прониклись духом силы и единства - в селах организовывали школы, в которых мастер обучал защищать себя, своих близких и свое село. Задача мастера - превратить юных мальчиков в сильных, смелых и отважных мужчин, воинов, защитников. Все свое время наставник посвящал только обучению подрастающего поколения, а односельчане за это его кормили и вели за него хозяйство.
Собрав всю информацию из архивов и проанализировав, В.Пилат решил продолжить исследование боевого искусства на практике и в 1985 году открыл школу боевого гопака. На тот момент школа имела статус экспериментальной, а двумя годами позже сменила статус на официальную “Школу боевого гопака”. Все полученные материалы со временем были систематизированы и опубликованы в виде книг, которые служат руководством в мир боевого гопака.
Первые соревнования по боевому гопаку состоялись в 1996 году во Львове и собрали более 150 участников. В 2001 году украинский вид боя становится интересным жителях других стран, что повлекло за собой необходимость в обучении желающий и организации, которая будет регулировать этот процесс. Так и появилась Международная федерация боевого гопака.
Философия боевого гопака
В основании многих видов боевого искусства лежит целая философия, боевой гопак - не исключение. Обучение сфокусировано на оздоровительном, спортивном, боевом, духовном, фольклорно-художественном аспектах и валиовоспитании (в переводе с латыни valeo означает - быть в состоянии, иметь возможность, здравствовать, быть здоровым, иметь значение).
Бойцы школы воспитываются на основе высокоморальных человеческих принципах, включающих: почтительное отношение к старшему поколению, изучение истории своей страны и народа, развитие и поддержание патриотического духа. Мастера боевого гопака завлекают учеников в танец направленный на развитие, отвлекая таким образом от пагубных привычек и “дурных” компаний. Знания истории, данные мастером во время занятий, помогают ученикам анализировать и приспосабливаться к изменениям в социальном поведении общества. Духовным аспектом развития выступают изучение обрядов и традиций украинского народа, а также всеми необходимыми обрядовыми атрибутами: песнями, танцами и, конечно же, украинскими народными инструментами.
Боевой гопак насчитывает 5 видов соревнований:
- “Однотан” - одиночный бой под музыку, в котором боец имитирует поединок с воображаемым противником или несколькими для демонстрации техники боевого гопака.
- “Тан-поединок” - парное выступление под аккомпанемент. Проходит по специально выученной программе, в которой участники имитирую бой друг с другом.
- “Забава” - ограниченный по возможности прикосновения поединок, но важен с точки зрения умения вступать в сражение, выходить из зоны боевого действия и демонстрации навыков технических элементов
- “Борня” - поединок с легким прикосновением. Бой на близкой дистанции не допускается, только средняя и дальняя.
- “Герц” - полноценный поединок. Поединок предусматривает использование навыков ударной техники. Во время соревнований используют свод правил, основанный действующих общепринятых международных системах боев, который регулирует виды соприкосновения.
Как и положено боевому искусству, боевой гопак, имеет и различные уровни мастерства:
- ученический (III, II и I спортивный разряд): “Жовтяк”, “Сокол” и “Ястреб”;
- промежуточный (кандидат в мастера спорта): “Джура”;
- художественный (мастер спорта, мастер спорта международного класса и заслуженный мастер спорта): “Казак”, “Характерник” и “Волхв”.
Боевой гопак для женщин
Боевой гопак, как и казачество - это мужское вид борьбы, что же в таком случае делать девушкам, они ведь тоже нуждаются в технике самообороны. Об этом уже позаботились В.Пилат и его ученица К.Тарновская, которые в 2002 году открыли школу для девушек Асгарда со статусом экспериментальная, а в 2004 уже основали официально. Причиной разделения на 2 школы стали анатомо-физиологические особенности женского организма. Основа для программы обучения девушек взята с боевого гопака. Включает в себя мастерство и умение противостояния противнику, систему самозащиты, в том числе и с оружием разных видов.
Последователи боевого искусства
Рано или поздно родоначальный вид искусства становится основой для появления другого, измененного и модернизированного вида. Боевой гопак стал основой для появления рукопаш гопака. В основе единоборства лежит ударная техника и борьба. Занятия проходят на борцовских коврах (татами). Бой для спортсменов длится 3 раунда по 3 минуты, для юношей - 2 раунда по 3 минуты, для девушек - 2 раунда по 2 минуты. Юноши и девушки соревнуются в категории легкого контакта, взрослые - в полном.
На сегодняшний день боевой гопак - это не просто популярное молодежное движение - это образ жизни. Единомышленники со всего мира объединяются вне зависимости от социального статуса, финансового положения, политических и религиозных взглядов. Они объединяются, чтобы не только постигнуть учение защиты, но и пробудить в себе дух великих предков - казаков и стать частью украинского народа, который любит и чтит свою историю и традиции.
Автор: Кристина Ридкоус.